История одной песни и одного альбома.

Бессмертная песня – Белла Донна, ставшая Мона Лизой. Большинство советских слушателей впервые услышали и полюбили эту песню в исполнении покойного Александра Барыкина и группы «Веселые Ребята». Сколько сердец соединились в «массовках»(так назывались дискотеки советского союза до начала 80-х годов) и сколько детей было зачато под эту нежную мелодию? Дети любви и страсти…

Оригинал песни была исполнена группой «UFO»(Великобритания), и вошла в пятый студийный альбом группы «No Heavy Petting», изданного в 1976 году лейблом «Chrysalis». Авторами песни являются легендарный гитарист Михаэль Шенкер (Michael Schenker) и вокалист Фил Могг (Phil Mogg), входящие в классический состав группы. Однако ни сам альбом, ни это песня не принесли группе особого успеха, заняв очень скромные места в британских и американских чартах. Злые языки говорят, что песня стала одной из причин разлада между руководителем группы Филом и гитаристом Майклом (Михаэль требовал называть себя так), страдающим наркоманией и алкоголизмом. Вообще Шенкер неоднократно покидал группу, но через некоторое время возвращался, чтобы в очередной раз подвести товарищей своими выходками и опять уйти. Вообще, экстравагантный гений периодически подводил не только «уфонавтов», но и своего старшего брата Рудольфа – гитариста знаменитой «Scorpions», где Михаэль временами выступал, он подводил даже участников собственного проекта - «Michael Schenker Group» (MSG). У талантливых людей свои причуды…

 

 

 

Тем временем, в далеком 1978 году в связи с предстоящими Московскими Олимпийскими Играми по предложению ЦК ВЛКСМ в Совете Министров принимают решение о записи музыкального альбома в исполнении какого-либо отечественного вокального инструментального ансамбля, состоящего исключительно из кавер версий зарубежных хитов. До того времени некоторые метры отечественной эстрадной музыки изредка баловали публику перепевками отдельных западных хитов, но целого альбома, состоящего исключительно из западных песен еще не было. Чтобы блокировать проведение московской олимпиады, Запад обвинял СССР в нарушении прав человека, подавлении инакомыслия и любого, даже прогрессивного внешнего влияния. Советским партийным функционерам подобный музыкальный альбом представлялся хорошим инструментом в деле контрагитации, развенчания «мифа о железном занавесе»и позволяло отбросить прочие обвинения со стороны империалистов. Способных коллективов с талантливыми музыкантами в те годы было много, - «Апельсин», «Арай», «Аракс», «Ариэль», «Верасы»,«ВИА-75», «Гая», «Голубые Гитары», «Добры Молодцы», «Здравствуй Песня», «Красныемаки», «Лейся песня», «Ореро», «Песняры», «Пламя», «Поющие Гитары», «Поющие Сердца», «Самоцветы», «Синяя птица», «Сябры»..,- вот неполный список основных претендентов. В Министерстве Культуры СССР не стали долго искать способную на подобное мероприятие группу, и предложили запись альбома ВИА "Веселые Ребята" Павла Слободкина. Ансамбль вовремя своих гастролей по СССР полулегально исполнял западные хиты, в том числеи некоторые песни, которые вошли в альбом. Впрочем, это была распространенная практика, в те годы многие группы приезжая на гастроли, в первой половине концерта исполняли свои «совковые» песни. А после антракта, когда удалялись посетившие концерт ради галочки «ответственные за идеологию лица», артисты на радость слушателям исполняли западные хиты. Кроме того, у «ребят» уже был опыт записи каверов, что также было немаловажным фактом. И наконец, на то время «Веселые ребята» был самым титулированным и известным даже всне СССР ансамблем.
Были выпущены и другие альбомы из серии «Музыкальный глобус»,с участием разных исполнителей и групп, таких как «Поющие Гитары», «Акварели», «Аккорд»,«Синяя Птица», «Музыка», «Поющие сердца», Муслим Магомаев, Алла Иошпе, Нина Пантелеева, Эмиль Горовец, Лариса Мондрус, Аида Ведищева, Виктор Беседин, Нина Бродская. Но они не стали такими популярными, как глобус ребят. Название для серии альбомов взяли из популярнейшей в 60—80-х годах одноименной радиопередачи Всесоюзного Радио (ведущие - Виктор Татарский и Мария Ключникова).

Альбом был записан легендарным звукорежиссером Рафиком Рагимовымв переоборудованном по лучшим стандартам того временам малом тонателье Всесоюзной Студии Грамзаписи, где были легендарные 24-дорожечные магнитофоны Studer и Otari, английский микшерный пульт Amec, немецкие ламповые микрофоны Neu­mann U47 и прочие раритеты, о которых мог только мечтать любой советский музыкант.«Музыкальный Глобус 3 - Веселые Ребята» вышел в тираж в конце 1979 года с «Апрелевского» завода фирмы грамзаписи "Мелодия" (единственная в ту пору фирма звукозаписи в СССР). На все песни в альбоме, кроме «Bella donna» были сочиненыновые тексты на русском языке поэтами-песенниками Владимиром Луговым и Владимиром Харитоновым, а песня «Bella donna» была переименована в «Мону Лизу»,поскольку слово «белладонна» вызывало нездоровую ассоциацию с одноименным наркотическим растением. Недоумение вызывало то, что имена автороввсех вошедших в альбом песен были либо искажены, либо указаны не правильно. Знающие люди говорят, что это было сделано не в результате безалаберности работников фирмы «Мелодия», а преднамеренно, чтобы растянуть возможные судебные иски из-за нарушений авторских прав, как можно дальше, на пост-олимпийские сроки.

 

 

В первый год издания альбом был страшным дефицитом в магазинах, так-как был выпущен стандартным тиражом 25 тыс. экземпляров и буквально был сметен с прилавков магазинов за считанные недели. Даже повторные стотысячные тиражи расходились очень быстро, а те меломаны, которые не успевали приобрести винилы, переписывали песни с пластинок на магнитофоны и крутили сутки напролет. Прогрессивной молодежи советского союза тех лет очень нравилось то, что наконец и наши зазвучали как фирмачи, и перестали исполнять набившие оскомину «совковые» песни. Это был очередной триумф группы «Веселые ребята»,коих было немало за всю долгую историю коллектива. В 80-е годы песни с этого альбома больше звучала из открытых окон советских меломанов, чем в отечественных теле-радиостанциях. Оно и ясно, - платить авторские гонорары в союзе не привыкли,поэтому эти песни практически не выходили в эфир, но несмотря на отсутствие официальной ротации, альбом завоевал бешеную популярность, грампластинки продавались, как горячие пирожки и принесли в государственную казну немалый доход. По итогам конкурса «Звуковая дорожка» газеты «Московский комсомолец» пластинка вошла в первую десятку вместе с «Гимном Солнцу» группы Стаса Намина, «Диско Альянсом» латвийской группы «Зодиак», лицензионными «АББА», Демисом Руссосом, Джо Дассеном. Почти через сорок лет, в 2008-м году Павел Слободкин выпустил CD+DVD версию этого замечательного альбома совместно с фирмой "Бомба-Мюзик".

Песню "Мона Лиза" исполнил Александр Барыкин - один из лучших вокалистов ансамбля за всю его историю. Многие считают (и я в их числе), что вокал Барыкина получился лучше оригинального варианта в исполнении Фила Морга, насыщенней, экспрессивней, даже несмотря на характерный"русский" акцент и искажение некоторых английских слов. Да и сама аранжировка советской версии интересней, чем оригинал. Волшебный звук электрооргана, инструмента набравшего стремительную популярность в рок группах и ансамблях начиная с 60-х, с самого начала песни погружает слушателя в атмосферу эпохи ренессанса, барокко и рококо. После органного интро, вступают электро-акустическая и бас гитары, электро-пиано, электронные струнные, клавесин, челеста. Ударные сначала тарелками нежно обозначают некоторые доли такта на фоне надрывного голосаБарыкина, а затем устраивают настоящий кульминационный штурм во втором припеве,помогая раскрыть энергетику песни. Наверное, это был первый советский музыкальный альбом, в котором несмотря на протесты старых большевиков - членов художественных советов всех мастей, запрещающих громкое воспроизведение партий баса и большого барабана, эти базовые инструменты ритмической основы любой современной композиции наконец то были записаны и сведены с подобающей громкостью, в соответствии тенденциям и нормам популярной музыки 70-х годов. Насчет большевиков в худсоветах я не преувеличиваю, сам прошел через это - даже в середине 80-х «бабушки большевички» заседающие в худсоветах запрещали нам играть громко под предлогом:«от громкого звука бас бочки и бас гитары у слушателей болит голова, невозможно расслышать остальные партии и слова песен!» И это при том, что мы играли на смотре для получения паспорта ВИА (который позволял нам выступать перед публикой городского или республиканского масштаба) «причесанные» песенки членов союза композиторов, в духе «мой комсомол, моя страна, люблю тебя», и наши басовые инструменты играли очень тихо даже по меркам смуз-джаза, не говоря уже о тяжелой рок музыке... Но вернемся к истории альбома «Музыкальный Глобус» и песни «Мона Лиза - Bella Donna».

 

 

Вообще, и ансамбль «Веселые ребята» Павла Слободкина, взявшая собственное название из одноименной советской культовой музыкальной комедии 30-х годов, и группа «UFO»были своего рода кузницей кадров. Через оба коллектива прошли многие популярныеи харизматические исполнители. Например, в «ребятах» трудились такие звезды отечественной эстрады, как Алла Пугачева, Александр Градский, Юрий Антонов,Вячеслав Добрынин, Александр Добрынин, Вячеслав Малежик, Леонид Бергер, Александр Буйнов, Алексей Глызин, Виктор Чайка, Юрий Чернавский, Александр Лерман, Александр и Людмила Барыкины, и многие другие. В «UFO» выступали довольно известные на западе музыканты Фил Могг, Пол Рэймонд, Энди Паркер, Михаэль Шенкер, Мик Болтон, Пол Чэпмен и пр. Это было не единственное, что объединило два коллектива, - любовь к хард-року в целом и к рок-балладам в частности принесла свои плоды в виде кавер-версии унылой «Белладонны», ставшей мега-хитом. Через несколько лет Барыкин, ушедший в группу «Карнавал»запишет еще одну песню по названием «Мона Лиза» - автором которой был талантливый композитор Давид Тухманов, но эта замечательная песня не смогла повторить успех «Белла донны».

Рассмотрим и остальные песни, вошедшие в альбома "Музыкальный Глобус". Как я уже отметил, имена настоящих авторов оригинальных песен небыли указаны на конверте и наклейках винилов, вместо них были вымышленные фамилии, либо имена западных музыкантов, не имевших к этим песням прямого или даже косвенного отношения. Ниже приведены плееры youtube для каждой песни, входящей в альбом, с указанием названия и «авторов» (спасибо пользователю Сергей, с канала которого мы взяли видеотреки), а под каждым кавером плеер с оригинальной песней, с указанием названия, исполнителя и настоящих авторов. Слушайте, сравните, думаю сами можете убедиться, что каверы «мейд инраша» звучат ничуть не хуже, а в некоторых случаях, даже лучше оригиналов. Это подтверждает, что наши ребята могли играть не хуже своих западных коллег, носуществующие тогда идеологические заслоны не позволяли им раскрыть свой творческий потенциал в полной мере.

 

Исполнитель: Вокально инструментальный ансамбль Павла Слободкина «Веселые Ребята»
Альбом: «Музыкальный глобус»
Издание: 1979 года
Производство: Фирма «Мелодия»Номер по каталогу: С60 12953-54
Формат: Долгоиграющая виниловая грампластинка, 33,3 оборота в минуту, стерео.

 


 


Источник: Онлайн журнал "Он и Она"

Автор: {author}
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 15
Если материал Вам понравился, поделитесь, пожалуйста!

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив