Роберт Шуман - скрипичный концерт ре-минор

В моей радиопрограмме на "Lunch Time Radio" во вторник 7-го октября прошлого года я обещал слушателям, что в следующий вторник расскажу о загадочной истории единственного скрипичного концерта композитора Роберта Шумана. Но случилось так, что программа 7-го октября оказалась последней, и историю эту я рассказать не смог, а жаль, потому что она довольно любопытна и мало кто её знает.

Надо сказать, что при подготовке своих передач я почти никогда не пользовался готовыми материалами, хотя это самый лёгкий и доступный способ: отпечатал текст с российского Интернета, зачитал его с музыкальным сопровождением от магазина "Остап" или "Балалайка", и все довольны. Я же предпочитал рыться в библиотеках в поисках интересных материалов, читал множество биографических и иных книг, пользовался и своим архивом, не потому, что у меня нет доступа к Интернету – он у меня есть, просто мне такой способ ближе. Вот и этот рассказ о скрипичном концерте Шумана я разыскал в старом и малоизвестном американском издании. Мне даже пришлось обойти несколько библиотек в поисках музыкальной записи самого концерта, и я нашёл один-единственный компактный диск, где концерт записан в исполнении Кливлендского симфонического оркестра, солист – Джошуа Белл, молодой (ему 35 лет) талантливый скрипач. Замечу, что не так давно Чикагский симфонический оркестр и пожилой уже Гидон Кремер исполняли концерт Шумана здесь, в Чикаго. Кстати, если кто-либо из читающих эту заметку видел замечательный фильм "Красная скрипка" ("The Red Violin"), напомню, что в фильме этом всё время звучит прекрасная музыка Джона Корильяно, а солист – не кто иной как Джошуа Белл.

К сожалению, представить читателям газеты музыку Шумана я не могу, могу лишь рассказать о самом композиторе и о загадочной, почти мистической истории его скрипичного концерта ре-минор.
Итак, давайте вернёмся сперва во времена не столь далёкие, а именно – в 1933-й год. Летом этого года, в Лондоне, две сестры – Джелли д'Арани и Адила Факири, обе – довольно известные скрипачки, развлекали себя спиритическим сеансом. Я знал, что спиритические сеансы были распространены в России и в Европе вплоть до начала 20-го столетия, но никак не ожидал, что они могли иметь место в тридцатых годах. Как бы то ни было, сёстры занимались спиритизмом и вызывали из небытия духи давно ушедших знаменитостей и просто знакомых им людей. И вот, где-то в середине их спиритического сеанса сёстры получили вдруг требование, исходившее якобы от духа знаменитого композитора Роберта Шумана: дух композитора призывал одну из сестёр – мадам д'Арани разыскать и исполнить скрипичный концерт, написанный им когда-то.




Сёстры, откровенно говоря, сильно засомневались: а действительно ли это дух Роберта Шумана, посылающий им такое странное требование? Обе они были внучатыми племянницами знаменитого некогда еврейского скрипача Йозефа Иоахима, который был дружен в своё время с Шуманом, так что какую-то их связь хотя бы с именем Шумана можно было проследить. Засомневавшись, сёстры задали духу Шумана (на английском, разумеется, языке) вопрос: а он ли это? На что, после некоторых манипуляций, получили ответ на немецком языке, который гласил: "Да, это я".
Обе дамы, выросшие в мире музыки и музыкальных традиций, скрипачки по профессии, к своему стыду, никогда не слышали о скрипичном концерте Шумана. Они обратились за помощью к своему знакомому – барону Эрику Палмстиерна, шведскому послу в Лондоне, который интересовался их спиритическими сеансами. Барон обещал заняться поисками концерта, но уехал в Швецию и тут же об обещании позабыл.

Между тем, мадам Факири с семьёй уехала из Лондона в Шотландию. Там она продолжала заниматься спиритизмом, и 22-го августа 1933-го года получила ещё одно руководящее указание: "Не забудьте написать барону Палмстиерна о том, чтобы он разыскал концерт Шумана в Берлине. Шуман очень хочет, чтобы вы этот концерт нашли".
Мадам Факири не успела ещё написать письмо барону, но случилось так, что сам барон, находясь в Берлине по своим делам, вспомнил вдруг о просьбе сестёр. Хотя он практически в музыке не разбирался и ничего не знал о берлинских музыкальных учреждениях, он всё же решил выяснить что-либо о концерте Шумана.

Тут надо добавить, что ещё во время первого спиритического сеанса сёстры-скрипачки получили от духа Шумана некий намёк на то, что партитура концерта может находиться в берлинской консерватории. Поэтому барон первым делом обратился именно туда. Никакой партитуры там не оказалось, и тогда Палмстиерна направился в городскую библиотеку. Здесь ему повезло: он нашёл партитуру концерта, но на ней была надпись "не закончена". Дух же Шумана при своём появлении настаивал на том, что его произведение закончено и что партитура в берлинской библиотеке не является единственной копией. Всё это оказалось сущей правдой: были найдены четыре копии партитуры, одна из которых была полностью закончена и записана рукой самого Шумана.
Должен признаться: все эти мистические и спиритические перипетии вызывают у меня большие сомнения. Я вообще скептически отношусь ко всякого рода духам и голосам свыше. Хотя полностью отрицать эти явления не могу. Как говорится – за что купил, за то и продал. Так, во всяком случае, описываются в литературе обстоятельства, предшествовавшие поискам концерта Шумана, и сами поиски партитуры. Назовём эти обстоятельства странными.
Впрочем, не менее странными были также и обстоятельства, при которых был написан и сам концерт. И здесь мы должны оглянуться на трагическую жизнь Роберта Шумана.

Он родился в Саксонии, в городе Цвикау, 8-го июня 1810-го года, в семье продавца книг. Роберт с детства полюбил музыку и уже в 11 лет, не зная правил гармонии, сочинил несколько хоровых и оркестровых вещей для исполнения друзьми-школьниками. Он хотел быть музыкантом, но родители настояли на том, чтобы их сын стал юристом. Роберт учился в Гейдельберге, а затем – в Лейпциге, где брал также уроки игры на фортепиано. Музыкальный учитель Шумана герр Вик уговорил в конце концов его мать в том, что призвание её сына – именно в музыке. Отец Шумана умер и оставил ему достаточно денег для того, чтобы жить независимо, но в других отношениях жизнь юноши складывалась не очень удачно.

Шуман был хорошо сложён, обладал красивой внешностью и очень чувствительной нервной системой. Ещё учась в университете, он предпочитал читать вещи эмоциональные. В 16 лет Шуман признавался, что стихи поэта Жан Пола доводили его чуть ли не до лунатизма. У него обнаружилась нервная болезнь, которая была, вероятно, наследственной: сестра Шумана сошла с ума, а другие члены семьи тоже были в той или иной степени подвержены психическим расстройствам.
Первый психический припадок Шумана произошёл в 1833-м году и был вызван, по его признанию, переживаниями по поводу смерти жены брата. Во время припадка Шуман пытался выпрыгнуть из окна своей спальни на 4-м этаже. Когда он пришёл в себя, то ужаснулся тому, что могло бы произойти, и с тех пор никогда не спал в комнатах, расположенных выше первого этажа.

Затем случились волнения, связанные с его ухаживаниями за Кларой Вик, дочерью его учителя по фортепиано. Отец Клары не хотел, чтобы его дочь, тоже пианистка, выходила замуж за Шумана. Шуман же настойчиво добивался её руки, доказывая отцу, что зарабатывает достаточно для того, чтобы жениться. В конце концов, Роберт и Клара поженились, но перед тем Шуману пришлось подать на учителя в суд с требованием объяснить, почему он против их брака. Женитьба Шумана в 1840-м году принесла ему успокоение и счастье, но ненадолго. Через четыре года психические расстройства Шумана возобновились. Ему пришлось даже на некоторое время бросить работу и музыку вообще, затем наступило прояснение. Именно в такие периоды прояснения Шуман и писал свою музыку, которая принесла ему славу одного из величайших композиторов своего времени.

Продолжение следует...
Источник: стихи.ру

Автор: Наум Сагаловский
Если материал Вам понравился, поделитесь, пожалуйста!

Похожее

Добавить комментарий

Оставить комментарий