Роберт Шуман - скрипичный концерт ре-минор (окончание)

В 1851-м году сознание вновь отказало Шуману. Ему неожиданно стало казаться, что он постоянно слышит одну и ту же музыкальную ноту. Кроме того, в ушах его звучали какие-то тихие голоса и странные гармонии. Однажды у себя дома, в Дюссельдорфе, Шуман признался жене: "У меня что-то со слухом. Каждый раз, когда я сажусь работать, я не слышу ничего, кроме ноты "ля". Я схожу с ума". Клара заметила, что, возможно, ему необходим отдых, на что Шуман ответил: "Мне кажется, что ко мне приходят призраки" и пожаловался на то, что не может спать. "Я должен записать всё, что они мне говорят!" – сказал он жене. "Кто?" – спросила жена. Шуман странно посмотрел на неё: "Призраки Шуберта и Мендельсона. Они разговаривают со мной, когда я пытаюсь уснуть. Они приносят мне вдохновение для создания замечательного скрипичного концерта". Шуман тут же быстро записал несколько строк на листке нотной бумаги. Эти строки стали основой его скрипичного концерта, судьбой которого Шуман занимался, как мы с вами уже узнали, и после своей смерти.
В то время, когда Шуман работал над этим концертом – осенью 1853-го года, – он вёл дневник, и 3-го октября сделал там такую запись: "Партитура концерта закончена". В тот же день он написал своему другу – скрипачу Йозефу Иоахиму письмо, в котором просил его оценить скрипичную партию концерта и ссылался на законченную партию фортепиано. (Добавлю от себя: в концерте три части; в исполнении Джошуа Белла первая часть длится 13 минут, вторая 6 минут, а третья – 8 минут).
13 октября Шуман отправил Иоахиму своё произведение и выразил надежду на то, что оно в скором времени может быть исполнено публично. Из переписки Шумана и Иоахима известно, что Иоахим играл Шуману его концерт во время визита в Ганновер в 1854-м году. В это время, однако, сознание композитора стало подводить его снова, причиняя боль друзьям, которых он всегда рад был видеть.
27-го февраля 1854-го года, всего лишь через месяц после прослушивания своего драгоценного скрипичного концерта, Шуман сидел и беседовал с друзьями у себя дома, но вдруг внезапно поднялся и, не сказав ни слова, покинул друзей, незаметно вышел из дома, пришёл на мост через Рейн и бросился в воду. Несколько рыбаков, оказавшихся поблизости, вытащили его из воды и принесли домой. Шумана теперь нельзя было оставлять одного, и его поместили в психическую клинику в городе Эндених. Он больше никогда не приходил в себя, за исключением нескольких часов до смерти в 1856-м году, когда вдруг неожиданно узнал некоторых своих друзей.
Через год после смерти Шумана Иоахим предложил Кларе исполнить вместе с ним скрипичный концерт Шумана. При этом Иоахим восторженно отзывался о первой и второй частях концерта, но намекал на какие-то странности в третьей его части. Через много лет Иоахим говорил своему биографу Мозеру, что концерт – это типичный Шуман во всех его проявлениях, но публично никогда этот концерт не исполнял. Что же касается публикации концерта, то не было и её. После смерти Шумана вопросы о публикации его произведений решались совместно Кларой Вик, Брамсом и Иоахимом. Когда сын Йозефа Иоахима Иоганн после смерти отца передавал архив скрипача в берлинскую библиотеку, он потребовал, чтобы скрипичный концерт Шумана не исполнялся ранее столетней годовщины со дня смерти композитора, то есть, не ранее 1956-го года.




Однако, дух Шумана, как мы знаем, не мог согласиться с таким требованием. Мало того, в последующих спиритических сеансах сестёр-скрипачек появился также и дух их дальнего родственника Йозефа Иоахима, и этот дух продиктовал поправки, которые должны были быть внесены в партитуру концерта. Далее, дух Иоахима указал также и того, чьей рукой следовало внести эти поправки: им оказался сэр Дональд Тови, британский музыкант и композитор.
Не верь после этого в божественное провидение.

Вернёмся, впрочем, немного назад. Получение от берлинской библиотеки партитуры концерта Шумана оказалось делом непростым. Лишь через четыре года поисков и переговоров мадам Джелли д'Арани удалось, наконец, получить копию партитуры, и сэр Дональд Тови собственноручно внёс туда поправки согласно полученным спиритическим указаниям. Мадам д'Арани исполнила концерт исключительно для сэра Тови, и тот выразил своё твёрдое убеждение в том, что это – действительно работа Шумана. Даже пассажи, внесенные им в концерт, были типично шумановскими.

Сэр Тови суммировал свои взгляды в письме редактору лондонской "Таймс" от 23-го сентября 1937-го года, высказавшись в том смысле, что именно дух самого Шумана направил мадам д'Арани на поиски концерта. Через несколько месяцев, в другом письме в "Таймс" от 24-го января 1938-го года, Тови писал так: "Этот концерт, как мне кажется (а я говорю о себе как о музыканте), свидетельствует о том, что мозг и дух – это не одно и то же. Шуман героически боролся со своим недугом до тех пор, пока он мог писать музыку, и некоторые слабости концерта перевешиваются его блестящими достоинствами, которые были оценены самим Иоахимом".
Новость о находке неизвестного произведения Роберта Шумана вызвала, естественно, сенсацию. Поскольку спиритический дух композитора высказал пожелание о том, что именно мадам д'Арани должна впервые исполнить концерт публично, корпорация ВВС стала готовить радиотрансляцию этого исполнения, назначенного на 20-е октября 1937-го года. Но, совершенно неожиданно, интерес к находке проявили нацисты, особенно после того, как было объявлено, что скрипичный концерт Шумана будет впервые исполнен в Берлине, и не кем иным как выдающимся скрипачом-евреем Егуди Менухиным. Министр пропаганды д-р Геббельс высказал пожелание, чтобы премьера концерта в Берлине состоялась через месяц на фестивале нацистской музыки, без маэстро Менухина.
Обеспокоенный таким развитием событий, организатор исполнения концерта на ВВС Кеннет Райт срочно поспешил в Берлин с копиями спиритических посланий, которые должны были подтвердить, что ВВС имеет все права на первое исполнение концерта, поскольку сам Шуман поручил это исполнение британской гражданке мадам д'Арани. Германский министр культуры ответил на эти притязания так: "Мы против того, чтобы концерт Шумана исполнялся кем-либо, кто не является членом нацистской партии. Остальное – ваше дело. Хайль Гитлер!"

Первое публичное исполнение "потерянного" концерта Шумана состоялось в Берлинской Опере 26-го ноября 1937-го года. Солистом был профессор Георг Куленкампф. Судя по отзывам прессы, профессор исполнил концерт точно и вдохновенно, чем заслужил долгие овации в конце.
16-го февраля 1938-го года Джелла д'Арани стала у микрофона в лондонской студии ВВС и в сопровoждении симфонического оркестра ВВС исполнила концерт Шумана для британских слушателей и для всего свободного мира.
Тем временем, последняя из оставшихся в живых детей Йозефа Иоахима, его дочь Элизабет Иоахим прислала в ВВС письмо, в котором заявила, что и она, и члены её семьи, и множество других людей знали о том, что партитура концерта Шумана находилась и находится в берлинской библиотеке. Странно, писала она, что понадобилась такая мистическая история для обнаружения того, что никогда не скрывалось.

В ответ на это письмо мадам д'Арани писала в "Таймс": "Я никогда не заявляла о том, что с помощью духов нашла произведение, о котором никто не знал. Это очевидно из книги барона Палмстиерна "Горизонты бессмертия". Я говорила лишь о том, что в то время, когда были получены спиритические послания, описанные в книге, я ничего не знала о существовании концерта, а послания призывали меня найти этот концерт и сыграть его".
Если учесть, что Шуман был убеждён в том, что скрипичный концерт был продиктован ему двумя уже умершими композиторами – Шубертом и Мендельсоном и что в своих потусторонних посланиях он высказал пожелание, чтобы произведение было найдено и исполнено потомком его старого друга Йозефа Иоахима, то можно уверенно сказать: без помощи духов и их указаний свыше рукопись концерта пылилась бы в берлинской библиотеке до сих пор.
Мир музыки никогда не слыхал более странной истории.
А теперь, дорогие читатели, зная уже всё, о чём я вам рассказал, вы должны сделать вот что: достаньте компактный диск с записью единственного скрипичного концерта Роберта Шумана (ре-минор) и прослушайте его. Обещаю вам ни с чем не сравнимое удовольствие. 

Источник: стихи.ру

Автор: Наум Сагаловский
Если материал Вам понравился, поделитесь, пожалуйста!

Похожее

Добавить комментарий

Оставить комментарий