Говорящие позы ( продолжение)

Теперь переходим к рассмотрению других жестов: жестов, выполняемых при помощи ног, корпуса тела; проанализируем осанку, походку, различные стойки и способы посадки.

В общих чертах можно сказать, что многие движения верхней части туловища интерпретируются в их взаимосвязи с дыханием. Происходящее при глубоком вдохе увеличение размеров верхней части туловища приводит к нарастанию силы и предприимчивости. Мы говорим, что человек задается, когда он хвастливо выпячивает грудь, угрожающе наступает на кого-либо всей грудью или ведет себя так, чтобы привлечь к себе внимание. По аналогии с этим сужение грудной клетки объясняется выдыханием воздуха — параллельно происходит спад чувства силы и собственного достоинства. Человек замыкается в себе, не может найти выхода из сложившейся ситуации. Если “замыкание” становится долговременной позой для верхней части туловища, то можно утверждать, что человеку присущи слабость, боязливость, уныние и пассивность.

Сигналы верхней части туловища расшифровываются следующим образом: если она наклонена вперед, то это свидетельствует о сближении, интересе или, наоборот, о запланированной активности, нападении. Отведенная назад верхняя часть туловища свидетельствует об отсутствии интереса (или занятости своими мыслями), об отступлении или “бегстве”.

Нижнюю часть туловища, где расположены многие важные органы, в случае угрозы мы защищаем всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами, например коленями, руками или кистями рук. Мы наклоняем верхнюю часть туловища вперед или напрягаем мышцы живота, втягиваем живот в себя. Если такое поведение действительно представляет собой защиту, то можно говорить о боязливости, озабоченности и испуге человека.

То, каким образом ведет себя нижняя часть туловища, приобретает дополнительное значение в связи с сексуальностью. По той простой причине, что в нижней части туловища расположены половые органы, таз представляет собой самую интимную зону человека. Эта область демонстрируется неохотно, а если уж и демонстрируется, то с однозначным смыслом.

В большинстве случаев, характеризуя внутренние качества человека, мы обращаем внимание и на то, насколько уверенно он “стоит на ногах”. Дзен-буддизм говорит, что “центр земли” человека расположен в его животе. Французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм утверждал, что у западного человека центр тяжести смещен вверх, например в грудь или даже в голову. Поэтому человек становится настолько неустойчивым, что его можно стронуть с места малейшим толчком, легко ввергнуть в состояние неуверенности малейшим психическим “ударом”; человек не стоит “на земле обеими ногами” ни в физическом, ни в психологическом смысле. Оптимальная поза для тела — когда “оно висит на скелете”, когда тело для сохранения прямой осанки в любых ситуациях (стояние, ходьба, сидение) не проводит лишней мускульной работы. Чем больше приходится напрягать мышцы для сохранения позы, тем эта поза неувереннее и утомительнее, поскольку человек не расслабляется. А так как телесные и душевно-духовные процессы постоянно оказывают влияние друг на друга, то это означает, что человек в таком состоянии также напряжен и душевно.

Внешняя поза западного человека отражает и его внутреннюю позицию: человек направляет свое внимание на вещи, которые он может использовать, и стремится к вещам, которыми он может обладать. По словам А. Лоуэна, “везде, где налицо коренная неуверенность в нижней половине тела, индивид компенсирует ее тем, что руками и глазами держится за объективную действительность”. Например, худые и слабые ноги при мощном торсе говорят о том, что кажущаяся уверенность, активность и сила верхней половины тела компенсировали слабость нижней половины.

***

Итак, о чем говорят сигналы тела, когда мы стоим?

Давно подмечено, что, чем прямее выглядит человек внешне, тем ровнее он и внутренне. Такой человек не кажется ни неуверенным (наклон вперед), ни заносчивым (прогиб назад). Но нужно быть осторожными в такой прямолинейной оценке. Например, у большинства очень полных людей преобладает поза, когда они подаются вперед, так как не хотят казаться посматривающими на людей “сверху вниз”. Точно так же некоторые люди маленького роста стараются прогибаться назад, чтобы им не приходилось постоянно задирать голову вверх. Только совокупность нескольких сигналов тела может дать правильный ответ.

К примеру, обратим внимание на открытость или закрытость позы. Прежде всего имеется в виду область шеи и груди. Живые существа в момент опасности всегда стараются защитить свою сонную артерию. Человек делает то же самое: он поднимает плечи или втягивает голову. Смотря по обстоятельствам, он дополнительно прикрывается руками или каким-нибудь предметом (сумкой, папкой для бумаг, игрушкой и т. п.), который он использует в качестве щита. Посмотрите на рис. 1. У первого служащего открытая поза, у второго — закрытая. Нередко бывает, что при помощи уверенной позы только хотят достичь той уверенности, которую демонстрируют. И надменность, заносчивость — всего лишь маска или игра.
Рис.2
Рис. 1
Прямую осанку можно назвать открытой: она выявляет не только открытость человека по отношению к окружающему, но и внутреннюю позицию, которая позволяет действовать так, как того требуют обстоятельства. Таким образом, это еще и гибкая позиция! Но опять-таки эту позу надо воспринимать только вместе с другими сигналами, например, с тем, как кто-то на нас посмотрел (или не посмотрел). Первую позу, изображенную на рис. 3, можно считать заносчивой только тогда, когда человек одновременно поглядывает “сверху вниз”, демонстрируя свою значимость, а партнер при этом чувствует себя находящимся внизу. Вторая поза на рисунке — открытая и сопровождается, как правило, прямым (открытым) взглядом. В этом случае она не воспринимается заносчивой или негативной, за исключением разве что очень “пристального” взгляда. Третья — поза покорности, сопровождается или взглядом снизу вверх или тем, что собеседник вообще прячет глаза. Некоторые люди любят эту покорность в других, другие чувствуют себя при разговоре с таким партнером весьма неуютно, третьи невольно принимают эту позу покорности, когда хотят чего-нибудь добиться от начальника.

Рис. 2
Следует обращать внимание и на то, насколько свободно стоит человек. Бывают люди, которым непременно нужно на что-то облокотиться (например, некоторым учителям или ораторам — о стол, о трибуну). Другие, наоборот, не пользуются этим, даже если есть такая возможность. Надо заметить, что иногда даже уверенные и крепко стоящие на ногах люди все же чувствуют потребность прислониться. Если свободная или несвободная поза для человека — обычная, то можно предположить, что она отражает его внутреннюю позицию. Рассмотрим некоторые виды.

Если у человека неподвижная, застывшая стойка (при сильной напряженности), то это показатель твердости, упрямства, плохой приспособляемости, негибкого самоутверждения.

Если у человека твердая стойка, но есть некоторая расслабленность, и вес тела перенесен на одну ногу, а другая — лишь подпорка, то это выдает человека подвижного, с живыми реакциями, гибкого, приспособляемого, непринужденного и бдительного. Но уже чувствуется определенная нехватка устойчивости, которая становится заметной при более сильных нагрузках.

Покачивание, приподнимание на носки, постоянное резкое поднимание корпуса — это подготовка активного движения вперед, готовность к борьбе. Но может быть и агрессивной установкой или просто заносчивостью.

Частая смена опорной ноги говорит об отсутствии твердой точки опоры (“легко опрокинуть”), недостатке твердости и дисциплинированности, мягкости, стремлении к удобству, ненадежности, боязливости, внушаемости и даже детской наивности при соответствующих симптомах. Из уст человека могут вылетать громкие слова о его самостоятельности и твердой точке зрения, но переступание при этом с одной ноги на другую выдает его с головой. Присуще многим политикам.

Когда человек широко ставит ноги, он пытается самоутвердиться (компенсация чувства неполноценности) или угрожает. Такой человек имеет большие притязания, высокую самооценку. При заметно повернутых наружу носках ног и чванливой походке выявляется большое самомнение, самодовольство, самоуверенность и тщеславие. Если при этом выпячивается живот и отклоняется назад верхняя часть тела (ходьба вразвалку), то причиной может быть и абсолютная наивность человека.

***

Почти все, сказанное о том, как мы стоим, справедливо и в отношении того, как мы ходим. Но движущееся тело подает и дополнительные сигналы. Идет ли человек целеустремленно? Плавные ли, гибкие, подвижные его движения или скованные, судорожные? Направление взгляда идущего человека тоже очень многое говорит о нем самом. Так, экстраверт (человек, психологически ориентированный вовне) смотрит вперед: и на дорогу, по которой идет, и на все интересное, что встречается вокруг. В то же время интроверт (человек, ориентированный внутрь) смотрит больше в себя. Он опускает голову и часто не замечает ни дороги, ни препятствий, ни других людей.

Оценивать человека можно по тому, как он ставит ногу. Некоторые идут так, словно идут на ходулях — выставляют коленки впереди всего тела и ставят ногу полной ступней (что говорит о повышенной осмотрительности или неуверенности). Точно так же шел бы солдат по минному полю или человек, когда он боится натолкнуться на что-нибудь в темноте. Другие стремительно ходят на цыпочках, как бы вбирая в себя пространство. Так ходят люди, имеющие перед собой ясную цель или вечно спешащие.

По тому, как человек ходит вдвоем или в группе, можно определить, эгоистичен он или внимателен к людям. Внимательный человек корректирует свою скорость с другими, постоянно обращает внимание, не отстали ли спутники, поддерживает под руку в случае необходимости.

Походка человека — явное свидетельство его психологического состояния (но может отражать еще статус, пол, возраст). Меняется состояние — меняется и походка. Навстречу к любимой или радостному событию мы буквально летим, после удара судьбы еле волочим ноги, пытаясь услужить — двигаемся торопливо, став “большой шишкой” — двигаемся величаво. У самодовольных, заносчивых людей руки двигаются подчеркнуто энергично, ноги как деревянные, подбородок высоко поднят, а вся походка несколько принужденная, с неосознаваемым расчетом произвести впечатление. Подчиненные семенят за лидером, как утята за уткой. Когда у человека нет конкретной цели, он медленно бредет, когда цель появляется — шаги учащаются и становятся шире. В темноте по походке можно определить: мужчина идет или женщина (у мужчин более широкие, размашистые шаги, чем у женщин).

В зависимости от ритма движений походка бывает различной.

Ритмичная (напряжение и расслабление сменяются ритмично, движения плавно перетекают друг в друга) — отражает хорошее настроение, готовность к действиям. Типична для гуляющих, для многих молодых девушек и высокомерно-беззаботных людей, которые часто ходят такой ритмично-покачивающейся походкой для своего удовольствия.

Равномерная (преобладание напряжения, прямолинейности, верхняя часть тела наклонена вперед) — отражает волевое стремление к цели. Пример равномерной походки — подтянутый армейский маршевый шаг.

С нарушениями в ритмичности (“запинающиеся”, прерванные на половине движения, спотыкания, заминки и т. п.) — человек наполовину “в себе” или не совсем “в себе”, его побуждению противостоят какие-то силы, отсюда раздвоенность и отсутствие уверенности. Такая походка выражает замешательство, задумчивость, нехватку внутренней свободы, робость (например, ученик, не выучивший урок, идет к доске), угнетенное настроение.

Важнейшими признаками походки являются: скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков. Учитывается и влияние обуви, особенно у женщин. Быстрота походки зависит от темперамента и силы побуждений. Широкие шаги — у деловитых, непринужденных, целеустремленных людей. Короткие, маленькие — у осторожных, расчетливых, сдержанных, приспособляемых людей, у интровертов. Заметно мелкие и при этом быстрые шаги — у взволнованных или боязливых людей (бессознательно хотят уклониться, уступить дорогу любой опасности).

Подчеркнуто широкая и медленная походка — желание выставиться напоказ, действия с пафосом. Сильные и тяжелые движения всегда должны демонстрировать окружающим силу и значение личности.

Расслабленная походка выражает отсутствие интереса, безразличие, отвращение к принуждению и ответственности, а у многих молодых людей незрелость, недостаток самодисциплины или снобизм.

Типичная походка — совершенно свободная постановка ног без всякой форсированности, спокойные и упругие движения при выпрямленном корпусе, надежном равновесии, не быстро и не медленно, не напряженно и не расслабленно, не слишком большие и не слишком маленькие шаги. Так ходит спокойный, уверенный в себе человек — истинная личность, которая знает, что она хочет, и не нуждается в рекламировании своей ценности форсированными движениями.

Раскачивающаяся походка. Если при ходьбе раскачивается верхняя часть корпуса (при каждом шаге поворачивается то одно, то другое плечо) и подчеркнуто демонстративный характер каждого шага, то так рекламируют себя “силачи”, которые совсем не настолько витально и мышечно сильны, как хотят показать. У самоуверенных и наивно-инстинктивных людей ритмически сильная походка, немного раскачивающаяся вперед-назад, у самовлюбленных людей раскачиваются плечи в резонанс. Раскачивание бедер при ходьбе (часто у девушек и у молодых женщин) — проявление аффективности, кокетливости.

 

 

 

Страницы: 1 2

Источник: http://onona.su/

Автор: по материалам рунета
Если материал Вам понравился, поделитесь, пожалуйста!

Похожее

Добавить комментарий

Оставить комментарий