Увидеть Париж



 

"Пастушка облаков"


Наконец-то и мне довелось побывать в Париже. И, наверное, я не единственная, кто был им очарован и пленен.  Даже не пытаясь чем-то удивить  нашего читателя, я все-таки попробую побыть гидом как для тех, кто уже не раз бывал в Париже, так и для тех, кто попытается открыть для себя этот причудливый и полный тайн город. Давайте вместе прогуляемся по самым ярким и интересным местам Парижа.

Что нового могу я рассказать про Париж?  Город, о котором сказаны и спеты тысячи прекрасных слов, давно ставших цитатами и афоризмами.

Для меня, как и для миллионов туристов, все началось со знакомства с "парижским чудом", "лестницей в бесконечность",  "железной дамой"  или изящной "пастушкой облаков", как ласково называют ее французы  или, если угодно, "фаллическим символом", по мнению психоаналитиков.

Эйфелева башня, безусловно, символ Парижа. А уж фаллический или еще какой - психоаналитикам виднее. Ведь именно "З00- метровая башня", как неприхотливо называл её сам конструктор, и сделала Париж своего рода туристической Меккой.

Мы не могли ограничиться созерцанием башни снаружи и фотографиями на ее фоне. И, поскольку не принадлежали ни к одной категории граждан, для которых предусмотрены скидки: детям, студентам и  смельчакам, решившимся на пеший подъём, то заплатив положенные для всех остальных паломников 13,00 € за каждый билет, начали свое восхождение.

Сейчас Эйфелева Башня не только ажурносплетенное чудо инженерии, простоявшее 121 год и по сей день поражающее своей гармоничностью миллионы туристов. Хотелось сфотографировать все, что видела   внутри башни: и причудливый интерьер, и два изысканных ресторана с барами, что расположены на первом и втором уровнях/этажах, и почти по- жюльверновски фантастически оформленный кабинет  самого Гюстава Эйфеля. Но в него, увы,  можно было только заглянуть.  Вряд ли мне удастся описать тот пленительный  вид на Париж и его окрестности, который открывается каждому, кто поднялся на самый верх!

320-метровая громада Эйфелевой башни вдохновляла не только художников и фотографов. Вот уже много лет она является соблазном как для экстремалов - любителей банджи-джампинга (с подачи новозеландца Эй Джей Хеккета, прыгнувшего с нее в 1984 году), так, к сожалению, и для людей,  решившихся свести счеты с жизнью.

Конечно, очень не хотелось спускаться вниз, но Эйфелева башня не менее прекрасна и снаружи, особенно в часы заката, когда первые 10 минут каждого часа зажигаются тысячи лампочек, освещая поистине незабываемое зрелище. Может, именно поэтому площадку перед башней давно "облюбовали" влюбленные, и она, по праву  стала самым романтическим местом в Париже.  Отойдя от "Железной дамы" на приличное расстояние, мы снова посмотрели на нее, поражаясь гению Эйфеля.

Наверное, непросто было построить эту громадину на Марсовом поле так, чтобы она не доминировала, а естественно и гармонично вписывалась, не переставая завлекать, притягивать  к себе взоры, пленять и очаровывать, как истинная утонченная парижанка.

 

  Немного истории


О чем могла бы поведать "Крестная дочь Эйфеля" ? Строительство ЭБ было приурочено к 100-летию  Великой Французской Революции. Её появление вызвало неоднозначную реакцию парижан, среди которых было немало знаменитостей, считавших, что башня будет уродовать облик прекрасного города. Но появившись, она переключила на себя внимание многих иностранных злопыхателей, которые на протяжении долгих лет  отпускали язвительные колкости по поводу истории другой парижской достопримечательности, Триумфальной Арки.  Наполеон, воодушевленный успехами своей армии, приказал воздвигнуть Триумфальную арку в честь многочисленных военных побед. Но как только началось строительство, Армия Бонапарта стала терпеть одно поражение за другим и вскоре была разгромлена. И только спустя несколько лет после окончания строительства под аркой в город въехал не завоеватель всего мира , а траурный кортеж с прахом Наполеона, доставленным с острова Святой Елены.

С первых дней оккупации Парижа фашистскими войсками лифты на башне перестали функционировать, и доступ на ее этажи был полностью заблокирован. Гитлеровцы неоднократно пытались заставить заработать строптивое детище Эйфеля. Из Германии были вызваны ведущие инженеры, но никому так и не удалось вернуть подъемники к жизни. Зимой 1940 г. взбешенному Адольфу Гитлеру пришлось самому подняться на 2-й этаж конструкции. Как говорили, Гитлер смог завоевать Париж, но не Эйфелеву башню. Интересно, что лифт заработал вновь через несколько часов после освобождения столицы.

 

 

 

 

Вся жизнь - театр.

Есть у французов такая поговорка: "посиди с полчаса в Cafe de la Paix и  обязательно увидишь знакомого или друга - даже если он живет на другом краю света!"

В точность этой поговорки пришлось поверить и нам. Утомленные прогулками по городу, мы зашли в это, пожалуй, самое знаменитое из всех кафе, что находится на углу той же площади, что и Гранд Опера.  И через какое-то время действительно увидели знакомую супружескую пару, с которой все недосуг было встретиться в родном городе.

 Но самое необычное, это то, как расставлены стулья в  этом кафе. Разумеется, вокруг каждого из столиков, а рядом - просто в несколько рядов, как в театре. Люди проходили и садились на свободные стулья, сразу же превращаясь из прохожих  в зрителей. Вскоре и мы с супругом , забыв о еде и напитках, стали неотрывно наблюдать за этим невероятным  парижским спектаклем, режиссером которого была сама жизнь. Ну, как тут поспоришь с великим Шекспиром и его знаменитым: " Вся жизнь - театр, а люди в нем - актеры"?

 

Немного истории.

Если попытаться описать Гранд Опера в двух словах буквально - это вычурность и , наверное, избыточность. Невероятно роскошный декор фасада, огромное количество скульптур и скульптурных групп;  портреты и бюсты композиторов, скульптуры богов и даже Пегаса. И, конечно, неумеренное количество позолоты как снаружи здания, так и внутри.

Шарль Гарнье - автор проекта  Кафе де ля Пэ  и Гранд Опера неоднократно подвергался насмешкам современников, обвинявших его в безвкусице и смешении стилей и сравнивая его детище с вокзалом, турецкими банями и даже с ипподромом (вспомните скульптуру Пегаса).  И,  действительно, наверно, легче попытаться определитькакие архитектурные стили и направления не были использованы  для  создания театра, чем перечислить их все. Но находчивый архитектор нашел способ раз и навсегда прекратить поток колкостей. На вопрос  супруги Наполеона III, императрицы Евгении,  в каком стиле построена Опера, Гарнье не растерялся : "В стиле Наполеона III, Ваше Величество". 

 

 


Душа Франции.

Если Эйфелева башня - это символ, то Notre Dame de Paris - душа Франции.

Собор Парижской Богоматери - прекрасный старец, начавший строиться в 1163 году.  Одна лишь мысль о возрасте этого готического храма вызывает почтение и даже некий трепет. Величина собора производит не менее сильное впечатление, чем его возраст: он вмещает до 9 тысяч молящихся. Умиротворение, которое заполняет тебя, когда входишь под эти древние своды, трудно передать словами.  Внутри  - полумрак и тишина. Благодаря великолепной акустике, голос священника четко слышен из любой точки храма.  Поневоле настраиваешься на общение с Богом, и думать хочется только о чистом и возвышенном.

Собор всегда полон туристов, и чтобы попасть внутрь, нам пришлось достаточно долго простоять в очереди. Но уходить не хотелось. Впрочем , как и многим завсегдатаям, которые часто засиживаются перед собором допоздна. Как мне показалось, я научилась выделять из многочисленной толпы коренных парижан. Есть в них некое уверенное спокойствие, которое  характерно для людей,  владеющих чем-то необычайно редким и

достойным восхищения.  Искренняя любовь и трепетное отношение французов к своей истории и ее памятникам не может не вызывать глубокого уважения. И  снова змейкой пробежала мысль о том, как зачастую небрежно относятся к собственной истории на моей Родине.

 

Немного истории:

Именно от Нотр-Дама берут своё начало все дороги во Франции. Расстояние от собора до любой точки страны указано на дорожных табличках. Сам же "нулевой километр", от которого отсчитываются все расстояния в стране, находится перед главным, западным, фасадом собора. С Собором Парижской Богоматери связано множество таинственных историй: это и нерасшифрованная до сих пор символика Нотр-Дама, и легенда о чудесных узорах из кованного железа на  створках его ворот. Хотя, лучше конечно,  услышать все эти загадочные истории, стоя перед воротами самого храма.

 

 


Ведь  там по улицам... паришь...


                                                                  "Не говори мне про Париж: меня с ума ты этим сводишь.

                                                                   Ведь там по улицам не ходишь. А там по улицам... паришь."

                                                                                                                          

Владимир Саришвили

 

Париж - это город, по которому надо ходить пешком. И не только из-за его "бича" - нескончаемых дорожных пробок.  Для туристов,  у которых в распоряжении всего несколько дней -  ездить по городу в машине, действительно,  роскошь. И не потому, что аренда стоит недешево. Роскошь поглядывать на Париж из окна авто может позволить себе лишь тот, кто живет здесь давно и привык к этой красоте. Но даже несмотря на это, хозяева города любят пешие прогулки. Может, именно в них  и заключена разгадка секрета стройности парижанок?

 Какой  бы маршрут вы ни избрали для своих прогулок, обязательно откроете для себя что-то прекрасное. Гуляя по Парижу, не перестаешь удивляться тому, настолько романтичен и многолик этот город.

Париж, как мне показалось, не один, их несколько:
Первый Париж - город -Аристократ. На его храмы, дворцы,  величественные здания с колоннами, башнями  и статуями, роскошные улицы, мосты и набережные просто невозможно смотреть без восхищения.  Любоваться балкончиками,  узорчатыми окнами, решетками, шпилями и ангелочками можно часами. Нас поразило, то, с какой утонченностью и любовью к прекрасному  создано все в этом городе. Этот Первый  Париж, словно волшебная шкатулка, таит в себе все самое лучшее, что столетиями создавалось величайшими  художниками, скульпторами и архитекторами. И как определишь, какое из зданий красивее, если каждое из них - неповторимо?

Но стоит свернуть с протоптанных туристических тропок и подняться на Монмартр - и попадаешь в другой Париж. Этот город вызывает совсем иное восприятие.  Тихие очаровательные улочки  с уютными кафе и небольшими магазинчиками. Здесь до сих пор жив дух  того времени. Ведь в конце 19 века Монмартр стал сначала прибежищем, а потом и Олимпом  парижской богемы. Аполлинер, Тулуз-Лотрек, Жорж Сера, Ван Гог, Пикассо, Модильяни, Мопассан, Золя, Верлен, Дега, Мане, Ренуар...  Совершенно невероятные ощущения! Словно окунаешься в атмосферу той эпохи, когда жили и творили эти великие люди.

Хотелось бы не обойти вниманием парижских клошаров.  Это особый мир.  Хотя их и называют  "дикарями", "рассадником грязи и беспорядков", у многих из этих нищих богатый внутренний мир. Ведь чаще всего клошарами становятся обедневшие художники, писатели и музыканты, прекрасно знающие  искусство и историю своей страны. Как знать, может среди этих опустившихся по воле судьбы людей есть новый Пикассо или  Мопассан?  Многие  из них втайне лелеют нереальную мечту - купить себе место на кладбище Монмартра, чтобы хоть после смерти приблизиться к Олимпу парижской богемы - Монмартру,  который прославили их более удачливые именитые соотечественники. На кладбище часто можно увидеть клошаров, прогуливающихся со своими внуками.

Говорят, в начале прошлого века нередко можно было встретить аккуратно подстриженных и ухоженных клошаров. На них парикмахеры-стажеры, которым мастера не доверяли обслуживать  постоянных клиентов, оттачивали своё мастерство. Вряд ли сейчас можно встретить такое..  Но бесспорно одно: как в прошлом веке, так и сейчас - это люди, бесконечно влюбленные в свой город.

И наконец,  третий Париж: немного шокирующий, шумный и пыльный. Его называют афро-азиатским. Этот Париж живет по своим одному ему ведомым законам. Про Третий Париж мы узнали из рассказов наших друзей. И, поверив им на слово, старались прогуливаться по его колоритным  улочкам исключительно в дневное время.

Кстати, я была поражена, узнав, что многие осторожные европейцы относят к "неспокойным" районам и восхитительный Монмартр. Ведь там живут "творческие бездельники"!

Самое поразительное то, что эти три Парижа живут каждый своей жизнью.  И лишь в дневное время некоторые представители "третьего Парижа", появляются  в "Первом" и "Втором" в качестве говорливых и шумных торговцев всевозможными  сувенирами и безделушками. Но подобное взаимопроникновение делает город еще более притягательным.

 

Немного истории.

Максимилиан Волошин, известный русский поэт, проживший здесь несколько лет, назвал Париж "серой розой". И был абсолютно прав. Город вполне заслуживает сравнения с этим прекрасным цветком. Цвет города днем - серый, поскольку почти все здания построены из местного сероватого камня различных оттенков. Но не только цветовое сходство подтверждает это поэтическое определение. По своей форме на розу похож  даже административный план Парижа. Город исторически разделен на двадцать arrondissements - округов. Начиная от центра, остальные округи словно движутся по спирали и разворачиваются по часовой стрелке, как живые лепестки. Но город-цветок раскрывается по-настоящему только вечером и,  освещенный тысячами огней, становится еще прекрасней.

 

 

 

Попытка подытожить


С первого дня пребывания в Париже мне казалось, что ощущение времени в этом городе меняется от того, где ты в данный момент находишься. Если это величественный Лувр, бесподобные по красоте храмы, соборы или церкви -  время застывает, словно для того, чтобы дать возможность окунуться в средневековье и не спеша полюбоваться великолепием его исторических памятников и картин. Если же прогуливаться по суетливым центральным  улицам - оно словно подстегивает, торопит - и ты стараешься успеть увидеть что-то еще.  Уезжать очень не хотелось. И в последний свой вечер в Париже мы провели, прогуливаясь вдоль Сены. Конечно же для того, чтобы бросить монетку, загадав желание вернуться сюда еще.

 


По материалам журнала "Passage"


Источник: http://onona.su/

Автор: АСА
Если материал Вам понравился, поделитесь, пожалуйста!

Похожее

Добавить комментарий

Оставить комментарий