Развитие и совершенствование системы воспитательной работы

Развитие и совершенствование системы воспитательной работы

Программа развития воспитания "Мичуринский лицей-интернат" ТГОУО на 2011-2016 годы

заместитель директора по воспитательной работе
I квалификационной категории
ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат",
г.Мичуринска Тамбовской области
Трунов Дмитрий Васильевич

 

Пояснительная записка.

В настоящее время в области воспитания существует много проблем. Основные проблемы связаны с экономическим и политическим реформированием общества. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или, напротив, их безработица. Эта ситуация порождает как внутренние конфликты и проблемы у детей, о чем свидетельствуют данные психологов, врачей, психиатров, так и делают очевидными проблемы взаимодействия ребенка с внешним миром, с социумом, с другими людьми. В то же время медики, социологи, психологи говорят о том, что резко увеличилось количество детей, «выброшенных из общества», детей, хоть и благополучных внешне, но предоставленных самим себе. Все это делает очевидной необходимость повышения статуса воспитательной работы в рамках одного из немногих социальных институтов, реально занимающихся развитием детей, - школы.

 

Развитие и совершенствование системы воспитательной работы

Основными задачами развития программы воспитания лицеистов являются: - развитие творческого потенциала учителя, учащегося; - формирование коллектива единомышленников и организации учебно-воспитательного процесса; - повышение действенности нравственного и правового воспитания.

Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность по следующим направлениям, которые являются фундаментальными для развития Программы воспитания лицеистов;

  • сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных ценностей, охватывающих основные аспекты социально-культурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания;
  • воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории;
  • организация всестороннего изучения социокультурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций детей, их интересов и склонностей;
  • достижение сочетания значимого и индивидуального приемлемого компонента содержания методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности;
  • создание условий для педагогики сотрудничества.
  • воспитание всесторонне развитой гармоничной личности; освоение учащимися ценностей культуры;
  • формирование нравственной позиции учащихся;
  • развитие познавательной активности учащихся, интеллектуальных способностей учащихся;
  • социальная адаптация.


В прогрмме развития воспитания лицеистов особое внимание необходимо уделять следующим составляющим:

  1. Критерии: - личностно-ориентированный подход; - ориентация на социальный заказ; - кадровое обеспечение; - технологическое обеспечение.
  2. Педагогические теории, ведущие идеи: - педагогика гуманизма; - педагогика сотрудничества; - педагогика общей заботы; Использование с разработок и  идей таких видных педагогов как В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, И.П. Иванов, Н.Е. Щуркова, Е.Н.Степанов и др.
  3. Сеть отношений: - сотрудничество; - сотворчество; - соуправление.
  4. Деятельность: - диагностическая, - учебно-познавательная, - трудовая, - общественно-полезная, - эстетическая - художественно-творческая - ценностно-ориентировочная - спортивно-оздоровительная, - коррекционная.
  5. Технологии: - инновационные технологии, - передовой педагогический опыт, - методика коллективной творческой деятельности - игровые технологии

Конечная цель воспитательной деятельности

(модель выпускника)

ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат" должен стремиться выпускать из своих стен человека, который соответствовал бы по параметрам модели личности. Модель личности рассматривается не только как идеальная цель воспитания, но и как содержание воспитания:

Программа развития воспитания лицеистов должна соответствовать содержанию воспитательного процесса в ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат". А содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

  • Первый принцип - гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.
  • Второй принцип - гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
  • Третий принцип раскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.
  • Четвертый принцип - самосоздание личности или отношение личности к самой себе.      


Особое внимание следует уделять влиянию ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат" на социализацию личности воспитанника, его адаптированность к новым экономическим условиям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.

Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.

Принципы программы развития воспитания включают систематичность и всеобщность. Приходя в лицей, с первых дней обучения каждый учащийся попадает в воспитательное поле и на протяжении всего обучения на него оказывается педагогическое воздействие. Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие гармоничной, духовно зрелой, интеллектуально богатой, социально-активной и конкурентоспособной, физически здоровой личности, адекватно реагирующей на изменяющиеся условия общественной жизни. Принцип творческой активности учителей и учащихся в процессе воспитания предусматривает, что каждый учитель и ученик призваны широко и свободно проявлять свои творческие способности. Принципы самореализации и конкурентоспособности проявляются в созданной системе дополнительного образования и системе спецкурсов. Таким образом, каждый учащийся может реализовать свои склонности и способности, а также оценить их результаты в конкурсных программах. Один из наиболее важных принципов воспитания системы лицея – принцип интеграции. Создание целостного учебно-воспитательного процесса, предусматривает объединение задач обучения и воспитания, их взаимно обуславливающее проникновение.

Педагогический коллектив и администрация ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат" стремится к формированию общей культуры личности, обучающейся на основе обязательного эстетического развития, их адаптации к жизни в обществе.

Основные формы работы в развитии Программы воспитания лицеистов: - классные часы, беседы, индивидуальные и групповые тренинги - работа творческих студий, кружков, секций, факультативов - познавательно-развивающие программы, коллективные творческие дела, праздники - конкурсы, викторины, брейн-ринги, диспуты, спортивные праздники - организация Самоуправления

Приоритетные системообразующие виды и формы деятельности в развитии Программы воспитания лицеистов:

  1. Методическая служба ТОГОУ "Мичуринский лицей-интернат": - методическое объединение классных руководителей; - постоянно действующие психолого-педагогические семинары; - педсоветы; - семинары - практикумы; - психолого-педагогические консультации; - консультации, планёрки; - творческие, проблемные группы.
  2. Дополнительное образование: - кружки; - секции; - студии; - факультативы; - специальные элективные курсы
  3. Школьная детская общественная организация «Орден братства МЛ»: -  сборы, собрания; -  коллективные творческие дела; - праздники, соревнования, конкурсы; - рейды, операции, акции; -  работа органов детского самоуправления; -  учёба детского актива.
  4. Работа с родителями: - родительские собрания; - родительский лекторий; - семейные праздники; - заседания Управляющего Совета лицея; - родительские классные комитеты; - индивидуальные и групповые консультации.
  5. Физкультурно - оздоровительная работа: -  спортивные секции и кружки; -  Дни здоровья; -  физкультурные минутки и паузы; -  массовые, спортивные праздники; - спортивные соревнования.
  6. Взаимодействие со структурами города: -  администрация города, управление образования Тамбовской области; - ДК «Авангард», ЦДТ «Космос»; - центральная городская библиотека; -  медицинские учреждения города; - кинотеатр «Октябрь», мичуринский драматический театр; - центральный парк культуры и отдыха; - инспекция ПДН, сотрудники ОГА ГИБДД.

Источник: http://www.ucheba.com/

Автор: Трунов Дмитрий Васильевич
Если материал Вам понравился, поделитесь, пожалуйста!

Добавить комментарий

Оставить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив